Памятка для педагогов по работе с неуспевающими учащимися
Необходимо помнить, неуспевающим детям в первую очередь необходима педагогическая поддержка. Очень важно понять и принять такого ребёнка, понять причину его неуспеваемости.
Как же помочь ученику?
►Необходимо стимулировать самостоятельные действия таких учеников, обязательно отмечать и указывать на малейшие сдвиги в их деятельности.
►Необходимо указывать не столько на ошибки, сколько на способы их исправления.
►Особое внимание следует уделить тому, чтобы не дать закрепиться новым неудачам. Для этого, тренируя волю ребенка, нужно заставлять его доводить начатое дело до конца, не откладывая его на «потом» при первых же ошибках.
►При ограниченном объёме знаний следует правильно организовывать повторение: полезно давать специальное повторение даже из предыдущих классов, чтобы актуализировать забытые знания.
►При преобладании конкретного мышления над абстрактным необходимо работать по формированию умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы и т.д. Чаще задавать учащимся вопросы: «Почему? Как? Зачем?».
►Качественное и систематическое выполнение домашних заданий является необходимым условием преодоление неуспеваемости. Здесь возможно привлечение учеников-консультантов
►При недостаточном владении приемами запоминания, от чего чаще всего страдает логическая память, полезно неоднократно повторять объяснения, глядя на слабых учащихся. Большое значение имеет вовлечение учеников в объяснение материала.
►При неустойчивом внимании необходим учёт особенностей организации деятельности таких учащихся на уроке:
* постоянный контроль их деятельности на уроке;
* доверительность в отношениях с учеником и благоприятный микроклимат в классе;
* уважительное отношение к ученику;
* привлечение ребят к работе;
* эмоциональное изложение материала;
* стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой, положительной записью в дневнике и пр.
►Применение групповых форм работы (важно подключать слабых к работе в группе, где нет очень сильных и где в группе доброжелательные отношения).
►При отсутствии познавательного отношения к учению необходимо использовать поощрение, одобрение за всякий малейший успех.
► Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны и развитие учебных интересов с другой. Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки школьника (тем самым самооценка играет положительную роль в утверждении личности ребёнка как школьника в посильных для него видах деятельности).
►Отрицательные эмоции накапливаются, и на этой основе развивается недисциплинированность, неуверенность в себе, конфликтные черты характера. В этих условиях необходимы не только доброжелательность и побуждение к учению, но и создание определённого общественного мнения (положительного отношения к обучению), какие-то формы порицания, но не личности ученика, а его поступков на фоне положительного принятия его личности.
►Неуспевающих учащихся необходимо «вооружать» алгоритмами их деятельности.
►Осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
►При организации самостоятельной работы для групп слабоуспевающих следует осуществлять выбор наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа:
- более подробное объяснение последовательности выполнения задания;
- предупреждение о возможных затруднениях;
- использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий; ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;
- напоминание приёма и способа выполнения задания;
- инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.