Атлас новых профессий и компетенций Казахстана
Профориентация в Казахстане
По данным исследований, 60% трудоспособного населения работает не по специальности. Причина этой ситуации носит двоякий характер.
С одной стороны, молодые люди неверно или не до конца понимают свой потенциал. Они редко знают собственные склонности, предрасположенность к тем или иным видам деятельности. Молодёжь имеет, в целом, невысокий уровень осознания собственных талантов, интересов и возможностей.
С другой стороны, это неосознанный выбор профессий в результате того, что человек не обладает полнотой информации о рынке труда, востребованных профессиях. В Казахстане сложились определенные особенности при выборе профессий населением. Выбор специальности и профессии происходит, чаще всего, на основе семейной традиции, социальных трендов (наличие грантов, проходной уровень ЕНТ) или советов родителей, родственников, друзей, которые также имеют не совсем объективное понимание реальной ситуации.
Вот некоторые цифры, полученные на основе исследований.
87% школьников делают выбор профессии под влиянием родителей и школьных учителей.
При этом 75% родителей признаются, что не имеют представления о том, какую профессию хотели бы выбрать их дети.
90% школьников и их родителей не имеют представления о наиболее востребованных профессиях на рынке. Почти все респонденты никогда целенаправленно не искали информацию по профориентации.
Кроме того, сказывается отсутствие информации или неэффективность существующих методик и инструментов по профориентации.
Почему важно пользоваться Атласом?
Одной из острых проблем системы образования и рынка труда в Казахстане является невысокая эффективность системы профессиональной ориентации учащихся школ. Как результат, мы получаем системные перекосы рынка труда, дефицит одних и избыток других специалистов, депрофессионализацию и растущий сегмент низкоквалифицированной рабочей силы.
Школьники 9-11 классов придут на рынок труда через 5-7 лет после обучения в вузе или колледже. К этому, времени ландшафт рынка труда может существенно измениться. В условиях стремительного технологического развития, профессии и рабочие места быстро изменяются, устаревают и исчезают. Поэтому, чтобы предостеречь молодых людей и государство от напрасной траты времени и денег на освоение навыков, которые в ближайшее время станут неактуальными, и сориентировать их на получение востребованных профессий, необходимо отслеживать рынок, проводить прогнозирование и системно распространять полученную информацию до всех заинтересованных сторон.
Об этом мы подробно рассказываем в Атласе и рекомендуем заблаговременно готовиться к изучению и выбору будущей профессии.
Таким образом, Атлас — это массовый, простой и прикладной инструмент, который сможет дать ориентиры выпускникам школ и их семьям, позволит сделать осознанный, информированный выбор будущей профессии.
Профессиональная ориентация и тестирование
Помимо изучения Атласа, необходимо проведение персонального теста для определения профессиональной ориентации. Выбранный вами профориентационный сервис позволит осознанно планировать индивидуальную траекторию профессионального развития и образования на базе научно апробированных инструментов и актуальных баз данных.
Профориентационные тесты выявляют психотип, личные качества, профессиональные предпочтения. После прохождения теста, вы получите информацию о способностях, интересах, талантах и персонализированные рекомендации по профессиональному развитию с примерами профессий, рекомендуемыми программами дополнительного образования и профилями обучения.