Рекомендации от психолога

Рекомендации по организации работы по профилактике буллинга в школе

Школьное насилие является серьезной проблемой современной образовательной системы. С травлей учащихся, или буллингом (bulling), можно столкнуться, к сожалению, практически в любой школе.  По определению С.В. Кривцовой, буллинг – это повторяющиеся в течение длительного времени агрессивные действия одних детей по отношению к другим. Неравенство сил агрессора и жертвы, повторяемость, острая эмоциональная реакция жертвы – существенные признаки буллинга.

Роль учителя

  1. Учитель должен уметь распознавать потенциальных жертв буллинга и быть бдительным.
  2. Учащиеся, которые подвергаются агрессии, должны иметь право рассчитывать на поддержку со стороны учителя, когда речь идет о буллинге.
  3. Учитель должен научиться распознавать властолюбцев и отличать степень выраженности агрессивного поведения (злостный ли агрессор этот ученик).
  4. Учитель должен научиться конструктивно конфронтировать с агрессией.
  5. Учитель должен опираться на созданную в школе систему противодействия, в том числе антибуллинговый комитет и другие структуры, оказывающие экстренное противодействие в ситуации агрессии среди детей.
  6. Учитель должен знать, какие факторы классной атмосферы способствуют буллингу.

 

Дети должны уметь и быть готовы:

  • рассказать о случае буллинга своим родителям, либо взрослым, которым они доверяют, например, учителю, воспитателю, руководителю студии и т.п.;
  • вести себя уверенно;
  • искать друзей среди сверстников и одноклассников;
  • избегать ситуаций, в которых возможен буллинг;
  • заниматься методично и последовательно восстановлением своей самооценки с помощью специалиста, если нужно;
  • быть настойчивым и задиристым (хотя бы внешне);
  • не надеяться (мечтать) отомстить с помощью еще большей жестокости и не применять оружие;
  • учиться использовать юмор – самое мощное оружие против вербальной агрессии.

 

Действия учителя в случае проявления насилия обучающимися

  1. Не игнорировать, не преуменьшать значение

Если в школе пришли к общему пониманию и соглашению о том, что буллинг является проявлением насилия, то тогда даже у тех, кто не является прямыми участниками, должны быть высокими восприимчивость к ситуациям буллинга и способность адекватно реагировать.

  1. Занять позицию

Если учителю стало известно о случае буллинга, или он стал свидетелем такого случая, он должен занять ясную и недвусмысленную позицию и попытаться добиться того, чтобы по меньшей мере «наблюдатели», а по возможности и сам булли также изменили свою позицию в отношении происходящего, а также объяснить им, каковы психологические последствия для жертвы в этой ситуации.

  1. Разговор с классом

Обсудить с ребятами в классе случай буллинга. Такой разговор лишит ситуацию насилия покрова «тайны», сделает ее явной для всех, поможет разрешить конфликтную ситуацию, вместе обсудить имеющиеся правила против буллинга или выработать новые. При этом активно используется потенциал тех школьников, которые ведут себя позитивно.

  1. Проинформировать педагогический коллектив

Педагогический коллектив должен знать о случае буллинга и взять ситуацию под контроль. В особо трудных случаях необходимо обратиться за помощью извне, например, в комиссию по делам несовершеннолетних, центр психологического консультирования и т.д.

  1. Пригласить родителей для беседы

Если буллинг имеет место в начальной школе, то особенно важно как можно раньше привлечь родителей, обсудить с ним, какие есть (или могут быть) тревожные сигналы, свидетельствующие о буллинге, и какими могут и должны быть стратегии реагирования.

  1. Программа шефства

Система шефства старших школьников над младшими создает коммуникативное пространство, способствующее более быстрому обнаружению случаев буллинга и привлечению шефов к разрешению таких ситуаций.

 

Непосредственная работа учителя с обидчиками

 Принципы работы:

  1. «Разделяй и властвуй» – работа по разоблачению обидчиков должна проходить в индивидуальной форме.
  2. Не использовать лишь наказание – злоупотребление наказанием усиливает групповую солидарность обидчиков.
  3. В работе с обидчиком использовать силу конфронтации класса.

 

Действия:

1) переговорить отдельно с каждым членом группы обидчиков и получить от каждого письменное изложение инцидента; сделать так, чтобы обидчик понял, что вы не одобряете его поведение;

2) объяснить каждому члену группы, что он нарушил правила поведения, и указать меру ответственности за содеянное; постараться сделать так, чтобы обидчик увидел точку зрения жертвы;

3) собрать всю девиантную группу и предложить каждому ее члену рассказать перед другими, о чем говорили с ним в индивидуальной беседе; подготовить членов группы к встрече с остальными ребятами: «Что вы собираетесь сказать другим ребятам, когда выйдете отсюда?»

4) поговорить с родителями детей, участников девиантной группы, показать им письменные объяснения ребят; известить о решении, принятом школьным сообществом по данному случаю;

5) вести дневник с записью всех инцидентов, с письменными объяснениями детей и принятыми мерами.

 

Непосредственная работа учителя с пострадавшим ребенком

1) переговорить отдельно с каждым ребенком, ставшим жертвой.  Сказать ему: «Я тебе верю»; «Мне жаль, что с тобой это случилось»; «Это не твоя вина»; «Хорошо, что ты мне об этом сказал»; «Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность».

2) подбодрить потерпевшего, не дать ему почувствовать себя неадекватным или глупым; оказать поддержку, конкретную помощь;

3) объяснить ребенку свою роль и роль специалистов, способных оказать ему поддержку (работник организации защиты детей, социальный работник, психолог-консультант и т.д.);

4) предложить ребенку письменно изложить все случившееся;

5) обучить методам психологической защиты.

Комментарии к записи Рекомендации по организации работы по профилактике буллинга в школе отключены