Рекомендации от психолога

Рекомендации по организации работы по профилактике буллинга в школе

Практические рекомендации родителям пострадавшего ребенка

  1. Обратиться за помощью к педагогу, объяснив ребенку различие между ябедничеством, когда ты хочешь кому-то навредить, и стремлением защитить себя.
  2. Обратиться за помощью к психологу, желательно начать посещать тренинговые группы, в которых бы ребенок получил те социальные навыки, которые позволят ему противостоять проявлению психологического насилия.
  3. Проанализировать особенности воспитания в семье. Именно родители должны помочь сформировать ребенку умение прогнозировать поступки других людей, умение не подставляться под провокации других людей, умение избежать унижения. Ведь на роль изгоя избирают не каждого: выбирают всегда того, кто позволяет унижать себя один раз, и второй, и третий, и где обидчики всегда уверены, что так будет продолжаться дальше.

Практические рекомендации родителям агрессивного ребенка по коррекции агрессивных тенденций в поведении

  1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии
  • полное игнорирование реакций ребенка/подростка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения);
  • выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но…»);
  • позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»);
  • переключение внимания, предложение какого-либо зада­ния («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»).
  1. Установление обратной связи

Один из важных путей снижения агрессии – установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

  • констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);
  • констатирующий вопрос («Ты злишься?»);
  • раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
  • обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);
  • апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).
  1. Контроль над собственными негативными эмоциями

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует пример взаимодействия с агрессивным человеком.

  1. Обсуждение проступка

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время обсуждение инци­дента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сде­лать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушитель­ность не только для окружающих, но прежде всего для самого маленького агрессора.

5.Сохранение положительной репутации ребенка

Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него – публичное осуждение. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

  • публично – минимизировать вину подростка («Возможно, ты не хотел его обидеть»), но в беседе с гла­зу на глаз говорить начистоту;
  • не требовать абсолютного подчинения, позволить подрост­ку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;

– предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ре­бенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

  1. Демонстрация модели неагрессивного поведения

Взрослым нужно вести себя неагрес­сивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реак­ции детей.

  1. Снижение напряжения ситуации

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией, – уменьшить напряжение ситуации.

Типичными неправильными действиями взрослого, усили­вающими напряжение и агрессию, являются:

  • повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
  • демонстрация власти («Главный здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);
  • агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещен­ные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
  • сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
  • негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
  • использование физической силы;
  • втягивание в конфликт посторонних людей;
  • непреклонное настаивание на своей правоте;
  • нотации, проповеди, «чтение морали»;
  • наказание или угрозы наказания;
  • обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всег­да, …», «Ты никогда не…»;
  • сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу);
  • команды, жесткие требования, давление;
  • оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на ко­роткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само аг­рессивное поведение.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конст­руктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

– нерефлексивное слушание. Это слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться. Все что нужно делать – поддерживать течение речи собе­седника, стараясь, чтобы он полностью выговорился;

  • пауза, дающая ребенку возможность успокоиться;
  • внушение спокойствия невербальными средствами;
  • прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
  • использование юмора;

– признание чувств ребенка.

Комментарии к записи Рекомендации по организации работы по профилактике буллинга в школе отключены