Упражнения для исправления дефектов звукопроизношения учащихся.
Статистические упражнения.
- «Лопаточка» — широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 – 15 минут.
- «Чашечка» — рот широко раскрыть. Широкий язык поднять к верху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык 10 – 15 минут.
- «Иголочка» — рот открыть, высунуть язык далеко вперёд, напрячь его, и сделать узким. Удерживать 15 минут.
- «Горка» — рот приоткрыть, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Держать 15 сек.
Динамические упражнения.
- «Часики» — высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к правому, то к левому уху.
Двигать языком из угла рта в медленном темпе.
- «Лошадка» — присосать язык к нёбу, щелкнуть языком медленно и сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 -15 раз.
- «Грибок» — раскрыть рот, присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от неба сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.
- «Качели» — высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Делать 10 – 15 раз.
- «Вкусное варенье» — высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз.
Задания на развитие языкового анализа.
- Вставьте нужный слог:
Ка…даш, …рандаш, каран…
Ка…ванн, …раван, кара…
Само…, …мовар, СА…вар
2. Изменяя один звук слова, составьте цепочку:
Сом, сок, сук, суп, сух, сох, сор, сыр, сын, сон, сом.
3. Добавьте звуки к одному и тому же слогу до получения слова:
Па – р
Па – рк
Па – ром
Па –руса
….
4. Составьте цепочку слов так, чтобы каждое следующее слово начиналось с последнего звука предыдущего:
Лист – танк – комар – ракета – арбуз – забор — …
…
5. Выделите из предложения, рассказа слова с заданным звуком: Лев комарика ловил, лапой лоб себе разбил.
6. «В зоопарке»
Лида ходила с папой в зоопарк. Там они видели разных животных. Когда они пришли домой, сестра спросила: «Какие животные тебе больше всего понравились?» Лида сказала: «А ты отгадай. Мне понравились звери, в названиях которых есть звук Л».
Лена подумала и сказала: «Наверное, это …» Каких зверей назвала Лена?
Задания на корректировку грамматического оформления речи.
- Измените слова по образцу:
Листья клёна – кленовые листья
Улицы города –
Лист капусты –
…
2. Поставьте по очереди слова в предложение:
Я налью молоко в стакан из … (миска, бидон, кувшин, графин).
3. Составьте словосочетания путем нахождения пары слов из двух столбиков:
Учитель рисует
Писатель учит
Пекарь поет
Певец пишет
Художник печёт
…
4.Составьте предложения, меняя или добавляя одно слово:
На поляне ель. На поляне стоит ель. На поляне стоит высокая ель. На поляне стоит высокая, старая ель.
На широкой поляне стоит высокая, старая ель.
…
5. Закончите фразу:
В зоопарке разные звери: рыжая … , сильный …., красивый …., белокрылый …, ….
У меня всегда текут слёзы, когда мама режет … .
Я положила в стакан кислый …
Мы любим ходить в …
….
Упражнения на предупреждение и устранение ошибок при чтении.
- Найди неправильно написанную букву:
- Отгадайте, какое это слово? (верхняя или нижняя часть слова закрыта).
- Прочитайте слоги так, чтобы получились слова:
бе ли над мо цикл
по жамопись то
лобажуса си
4. Чтение или составление слов отличающихся одной буквой:
Кот – кол, муха – мука, хлеб – хлев, следы – слёзы
…
5. Дополните слова:
Лак (шлак), лев (хлев), кол (укол), луг (плуг), лень (олень)
…
6. Найдите слово в слове:
Кобра (кора), краска (каска), краны (раны, рак), кров (ров, вор), крот (рот, кот, ток), кисель (ель, сел) …
7. Составьте и прочитайте слова:
ка…. …ка… …кА
со… …со… …со
…….
8. Буква потерялась:
_ошка, _рот, нит_а, _рокодил
Кук_а, _иса, сто_, ос_ик, усну_ .