НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА,  НОВОСТИ ШКОЛЫ

Нужна ли государственная аттестация школ?

Прежде чем рассуждать о целесообразности проведения государственной аттестации образовательных учреждений, необходимо вспомнить, что ее основной целью является «осуществление контроля соответствия образовательных услуг, предоставляемых организацией образования, требованиям государственного стандарта». Основными принципами осуществления аттестации являются объективность, гласность, компетентность, соблюдение норм педагогической этики.

Государственная аттестация в школе осуществляется один раз в пять лет, и в ее процессе изучаются все аспекты школьной жизнедеятельности: общая характеристика, кадровый состав, контингент обучающихся, учебно-методическая работа и педагогическая нагрузка, учебно-воспитательная работа, учебно-материальные и информационные активы, научная деятельность школ и оценка знаний учащихся, профессиональная практика.

Но насколько необходима в современном обществе аттестация в том формате, в котором она проходила раньше? Важно помнить о том, что при подготовке к государственной аттестации любое учебное учреждение организует самоаттестацию, в процессе которой осуществляется анализ всех необходимых данных, определяется соответствие условий и порядка организации образовательного процесса всем предъявляемым требованиям. А ведь в  процессе подготовки к аттестации в коллективе значительно возрастает психологическое напряжение, к моменту ее проведения многие ощущают полное эмоциональное «выгорание». Это не может не отражаться на  обучающихся, особенно 4, 9, 11 классов, которым предстоит тестирование по нескольким предметам .

В случае отрицательного заключения комиссии образовательное учреждение  ожидает повторная аттестация и будет повторяться до полного устранения недочетов. Эффективно ли это? Ведь время, затраченное на прохождение аттестационных процедур, можно было бы потратить не на бесконечное оформление бумаг, а на улучшение качества государственной услуги в целом.

Мы стоим на пороге третьей модернизации Казахстана, роль образования сейчас обретает совсем иное значение. Как сказал президент нашей страны Н. А. Назарбаев: «Мы должны сделать образование центральным звеном новой модели экономического роста.  Учебные программы необходимо нацелить на развитие способностей критического мышления и навыка самостоятельного поиска информации. Нужно уделить огромное внимание формированию IT-знаний, финансовой грамотности и воспитанию патриотизма молодежи». Реализация новых задач потребует от каждого педагога полной самоотдачи, внутренней перестройки, самоопределения. Изменились  не только цели и задачи образования в нашей стране, но и подходы в обучении, критерии оценки как деятельности отдельного учащегося, так и в целом образовательного процесса.

Полностью изменилась система ведения внутришкольной документации. Дистанционная система позволяет осуществить как контроль внутри школ, так и на любом административном уровне.  Она позволяет решить важнейшую задачу предоставления обратной связи «учитель-ученик-родитель». Нет никакой необходимости формировать специальную аттестационную комиссию для того, чтоб осуществить контроль качества предоставляемых услуг в том или ином образовательном учреждении. Вся информация доступна, прозрачна, своевременна,  а самое главное – объективна. С помощью системы «Күнделік» любой родитель может узнать не только темы пройденных уроков и домашние задания своего ребенка, но и увидеть полную картину оценок и пропусков учебных занятий.  Специалистам различных ведомств достаточно кликнуть мышкой для того, чтобы получить данные об ученике или педагоге любой школы. Авторитетные международные исследования PISA, TIMSS, PIRLS также предоставляют достаточно информации об эффективности работы школ.   А значит, назрела необходимость перемен и в системе контроля за деятельностью школ. Новая система позволит избежать значительных финансовых, физических и моральных затрат на проведение утомительного анкетирования учителей и бесконечного тестирования учащихся, что дает возможность сохранить внутри образовательного процесса комфортную атмосферу.

В условиях четвертой промышленной революции в  современном обществе все ярче проявляется необходимость замены  государственной  аттестации  на   самоаттестацию  школ на основании ряда  актуальных критериев, разработанных в соответствии со статусом образовательного учреждения. И тогда этот фактор позволит значительно повысить качество предоставляемых услуг и личную заинтересованность в успехе каждого участника учебного процесса.

Коллектив школы-гимназии № 3

Комментарии к записи Нужна ли государственная аттестация школ? отключены