Кризисные особенности подросткового возраста
Актуальность
Главным институтом воспитания является семья. Именно в семье ребенок получает первые знания об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей он получает и саму культуру на протяжении всей своей жизни.
Семья – это место рождения, среда обитания, определенный морально-психологический климат, а также первая школа отношений с людьми для ребенка. Именно в семье складываются его представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.
С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. То, что ребенок в свои ранние годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Возрастная периодизация.
Возрастные кризисы
Периодизация Выготского:
- Кризис новорожденности (до 2мес)
- Младенческий возраст (до 1 года)
- Кризис 1 года
- Раннее детство (1-3 года)
- Кризис 3-х лет
- Дошкольный возраст (3-7 лет)
- Кризис 7 лет
- Школьный возраст (7-13 лет)
- Кризис 13 лет
- Пубертантный возраст (13-17 лет)
- Кризис 17 лет
Возрастной период
школьный возраст (13-17 лет)
Задачи: Идентификация ролей: Кто я? Кем быть? Каким быть?
Нормальное развитие: Адаптация в социуме.
Аномальное развитие: Путаница ролей.
Рекомендуется обязательное общение со сверстниками.
Семейные кризисы, можно разделить на две потенциальные линии:
- Деструктивная, ведущая к нарушению семейных отношений и содержащая опасность для их существования.
Конструктивная, заключающая в себе потенциальную возможность перехода семьи на новый уровень функционирования.
Поведение подростка во время кризиса имеет 3 варианта:
- Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится от нескольких недель до нескольких месяцев. Такая реакция наблюдается у 20% подростков.
- Потенциальный негативист. Негативизм проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние окружающей среды: семейные конфликты, угнетающее действие обстановки, давление взрослых. Таких детей большинство, примерно 60%.
- Когда негативных явлений нет вовсе. Она встречается у 20% подростков.
В подростковом возрасте резко возрастает чувствительность детей к различного рода психотравмам, конфликтам, утратам, неприятностям.
В этот период резко возрастает недовольство своим телом, раздражительность, вызванная гормональными перестройками, глубоко меняется отношение к миру, возникает потребность в независимости, появляется грубость, цинизм.
Многие подростки тяжело переживают стремление быть такими, как все, и одновременно не похожими ни на кого, не такими как все.
Рекомендации:
Признание достоинств ребёнка:
- Ты такой (ая) изобретательный(ая) \ артистичный(ая) \ наблюдательный (ая);
- У тебя всегда интересные и отличные идеи;
- Быть любознательным – это очень хорошо;
- Я тобой всегда восхищаюсь;
- Это просто отличный вопрос!
- Иы хорошо выглядишь сегодня.
Не стоит забывать о…
- Принятие ребенка (таким какой он есть)
- Взгляд на окружающий мир, глазами ребенка
- Важность мнения ребенка
- Доверие ребенку
- Оценка усилий ребенка
- Признания достоинства
Основные пункты для взаимопонимания семьи и ребенка с учетом его возрастных особенностей!
Важные слова которые нужно говорить детям:
Наша любовь к ребёнку и гордость:
- Я люблю тебя;
- Я горжусь тобой;
- Я так рад(а), что ты есть у меня;
- Ты очень для меня важен!
- Я верю в тебя!
Принятие ребёнка:
- Я принимаю тебя именно такой(им), какая(ой) ты есть;
- Я понимаю тебя;
- Спасибо тебе что ты именно такой(ая)!
- Все допускают ошибки, и я тоже.
- Помни! Ты не можешь нравиться абсолютно всем, и это вполне нормально.
Важность мнения ребёнка:
- Я слушаю тебя;
- Мне очень важно знать твое мнение;
- Ты спокойно можешь сказать «нет»;
- Хорошо, давай сделаем по-твоему;
- Ты был(а) совершенно прав(а).
Доверие ребёнку:
- Я тебе верю;
- Я тебе доверяю;
- Я уважаю твой выбор и поддерживаю тебя.
Оценка усилий ребёнка:
- Я уверен(а) и знаю, что ты старался(лась) изо всех сил;
- Спасибо, за твою помощь;
- Я ценю твою помощь.